Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования.
Землеустройство проводится в следующих случаях:
1. Изменение границ землепользования
2. Предоставление и изъятие земельных участков
3. Выявление нарушенных земель, повреждённых водной и ветровой эрозией, селями, подтоплениями
4. Проведение мероприятий по восстановлению и консервированию земель
Земельное устройство подразделяется на 2 вида:
1. Межхозяйственное – затрагивает права 2 и более землепользователей, в результате чего происходит образование новых и упорядочение существующих землепользований, устраняются недостатки землепользований (чересполосица, дальноземелье, вклинивание).
Отвод земельных участков в натуре и подготовка документов, удостоверяющих право на землю.
2. Внутрихозяйственное – внутрихозяйственная организация территорий; проводится в пределах границ отдельных земельных пользований для организации угодий, севооборотов, выделения с/х дорог.
Процесс:
1. Возбуждение ходатайства о согласовании места расположения объекта.
Об этом заинтересованное лицо просит в заявке. Проводится экологическая экспертиза, определяется размер потерь и убытков с/х производства
2. Проведение подготовительных работ: сбор, систематизация и обработка собранных материалов, проведение их обследования.
3. Разработка проектов, прогнозов земельного устройства (основная стадия): изготавливаются эскизы, технические проекты, рассматриваются различные варианты земельного устройства, выбирается наилучший, отвечающий правам и экономическим интересам заинтересованного лица (органы местного управления, ораны РФ).
4. Рассмотрение и утверждение проектной документации: проекты утверждаются собственником (владельцем земельного участка и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ), главой местной администрации (в зависимости от территории).
5. Перенесение проектов в натуру (на местность).
6. Выдача землеустроительных документов: графическая (план, экспликация, экипировка) и текстовая части. Утверждённый проект является обязательным для исполнения.
объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон;
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
45. Государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Государственный земельный кадастр ведется по единой для РФ системе.
Нельзя вести кадастр, если за землями нет мониторинга, они не учтены.
Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Для достижения необходимой эффективности информирования при ведении земельного кадастра должны соблюдаться следующие принципы:
1. Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории рф.
2. Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков.
3. Открытость сведений государственного земельного кадастра.
4. Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:
1) налоговый, или фискальный - для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;
2) правовой, или юридический - для защиты прав владения собственности;
3) многоцелевой - для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.
2. Землеустройство обеспечивает:
1)
планирование и организацию рационального
использования и охраны земель независимо
от форм собственности и форм
хозяйствования;
2) разработку
федеральных и региональных программ
повышения плодородия почв, использования и
охраны земель с учетом градостроительных,
экологических, экономических и иных
особенностей территорий;
3) межевание
земель с установлением (восстановлением) на
местности границ административно -
территориальных образований, границ
земельных участков собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов по
единой государственной системе и их
техническое оформление;
4) отвод
земельных участков в натуре (на местности),
оформление планов земельных участков,
подготовку документов для удостоверения
прав на землю;
5) разработку проектов
внутрихозяйственного землеустройства и
других проектов использования и охраны
земель;
6) разработку рабочих проектов
рекультивации нарушенных земель, защиты
почв от водной и ветровой эрозии, селей,
оползней, подтопления, заболачивания,
иссушения, уплотнения, засоления,
загрязнения отходами производства,
радиоактивными и химическими веществами,
улучшения сельскохозяйственных угодий,
освоения новых земель, сохранения и
повышения плодородия почв;
7)
обоснование размещения и установления
границ особо охраняемых территорий;
8)
закрепление и изменение на местности черты
поселений;
9) проведение топографо -
геодезических, картографических,
почвенных, агрохимических,
геоботанических, историко - культурных и
других обследовательских и изыскательских
работ по землеустройству;
10) разработку
землеустроительной документации по
ресурсной оценке, использованию и охране
земель, сохранению и развитию исторически
сложившейся хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов;
11)
проведение инвентаризации всех земель и
систематическое выявление неиспользуемых,
нерационально используемых или
используемых не по целевому назначению
земель;
12) составление кадастровых и
тематических карт и атласов состояния и
использования земельных ресурсов;
13)
проведение мероприятий по оценке земли.
3. Землеустройство проводится по решению
органов исполнительной власти, в том числе
по инициативе территориальных органов
федерального органа исполнительной власти
по управлению земельными ресурсами,
органов местного самоуправления или по
ходатайству собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов земельных
участков.
4. Землеустройство
осуществляется на основе научно
обоснованной, обсужденной и утвержденной
землеустроительной документации с
участием заинтересованных собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов
земельных участков.
5. После
утверждения соответствующими органами
исполнительной власти или органами
местного самоуправления проекты
землеустройства являются обязательными
для исполнения собственниками,
владельцами, пользователями и арендаторами
земельных участков и переносятся в натуру
(на местность) с обозначением границ
земельных участков знаками установленного
образца. Проект внутрихозяйственного
землеустройства утверждается владельцем
земельного участка.
6.
Землеустроительные работы осуществляются
государственными землеустроительными
проектными организациями, а также другими
организациями и гражданами, получившими
лицензии на проведение этих работ.
7.
Порядок землеустройства устанавливается
федеральным законом и соответствующими
законами субъектов Российской Федерации о
землеустройстве.
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Цель и задачи проведения землеустройства – обеспечить рациональное использование земель и их охрану, создать благоприятную окружающую среду и улучшение природных ландшафтов.
Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основополагающим федеральным законом, регулирующим порядок проведения землеустройства, является Федеральный закон «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ, в редакции федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ.
Землеустройство как социально-экономический процесс
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель, изучения состояния земель, в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включают в себя следующие виды работ:
– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
– оценка качества земель;
– инвентаризация земель.
Все виды землеустроительных работ, как социально-экономический процесс, регулируются Федеральным законом «О землеустройстве», иными нормативно-правовыми актами РФ и актами субъектов РФ. Данные действия направлены на повышение плодородия почв, повышение платности землепользования и учета земель.
Землеустроительная документация при выполнении землеустройства по 1 экз. сдается в государственный фонд данных полученных в результате землеустройства.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Виды, формы, принципы и содержание землеустройства
Согласно ст.19. Федерального закона «О землеустройстве» квидам землеустроительной документации относятся:
– генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации;
– схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;
– схема землеустройства муниципальных образований;
– схемы использования и охраны земель;
– карты (планы) объектов землеустройства;
– разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства;
– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; освоения новых земель;
– разработка проектов по рекультивации нарушенных земель; защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий;
– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий;
– материалы оценки качества земель;
– материалы инвентаризации земель и систематического выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земель;
– обоснование размещения и установление границ особо охраняемых территорий; поселковой и т.п.;
– проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследовательских и изыскательских работ;
– тематические карты и атласы состояния и использования земель;
Другие виды землеустроительной документации могут устанавливаться Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О землеустройстве» к формам землеустроительной документации относятся:
1. Карта (план) объекта землеустройства (документ, отображающий в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики).
Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Тематические карты и атласы состояния и использования земель. Они составляются для отображения в них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по организации рационального использования земель и их охраны.
Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (государственный фонд данных).
Основные принципы землеустройства включают:
1. Создание экологически устойчивых антропогенных ландшафтов, защита земель от нерационального использования, создание условий для охраны природы.
2. Сбалансированность интересов в использовании земель всех отраслей, землевладельцев и землепользователей при соблюдении приоритета сельского хозяйства.
3. Неразрывная связь организации рационального использования земли и обустройства территории.
4. Необходимость учета природных, экономических и социальных условий региона, зоны, территории хозяйства и отдельных массивов земель.
5. Строгое соблюдение требований законодательства, связанного с решением политических, социально-экономических и экологических задач рационального землепользования.
6. Создание организационно-территориальных условий, способствующих росту эффективности производства на основе передовых методов и систем ведения хозяйства, повышения культуры земледелия.
Землеустройство включает в себя систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земли, учет и оценку земельных ресурсов, а также разработка федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства.
Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство). Таким образом, существуют две принципиальных разновидности землеустройства: территориальное (межхозяйственное и внутрихозяйственное.
Как система мероприятий по реализации земельного законодательства, землеустройство имеет три взаимосвязанных аспекта: юридический, экономический и технический. Юридический аспект заключается в обеспечении соответствия реализуемых земельных прав требованиям законодательства. Экономический аспект заключается в создании таких территориальных условий хозяйствования, которые бы способствовали рациональному использованию земли. Технический аспект заключается в проведении технических действий по реализации прав субъектов земельных отношений на землю .
Документы, полученные в результате проведения землеустройства, называются землеустроительной документацией . К видам землеустроительной документации относятся: генеральная схема землеустройства Российской Федерации, Схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства и т.д.
Так например, при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства составляются карты (планы) объектов землеустройства – документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещения объектов недвижимости, прочно связанных с землёй. Карта (план) объекта землеустройства составляются с использованием сведений государственного земельного кадастра, имеющегося картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных при съёмке объекта землеустройства на местности или рот его межевании.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Землеустройство тесно связано с ведением мониторинга и кадастра земель: поэтому многие нормативно-правовые акты, приведенные при рассмотрении данных вопросов, имеют отношение и к землеустройству. Осуществляя землеустройство, ведение мониторинга и кадастра земель, государство управляет земельными ресурсами независимо от того, в чьей собственности находятся земельные участки .
Конкретизация и регулирование комментируемого земельно-правового института и соответствующих земельных отношений осуществляется в ФЗ о землеустройстве. В нем предусматривается компетенция Российской Федерации, ее субъектов и др. в области проведения землеустройства.
В соответствии со ст. 4 ФЗ о землеустройстве основаниями проведения землеустройства являются: решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о проведении землеустройства; судебные решения. Сопоставление этих положений с п. 1 ст. 69 ЗК РФ показывает необходимость приведения первых в соответствие с нормами ЗК РФ, имеющими на основании ст. 2 и ст. 3 ЗК РФ приоритетность.
Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 № 22 (в ред. от 31.07.2003) , Росземкадастр выступал федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осуществлявшим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции по ведению государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, по землеустройству, государственной кадастровой оценке земель, мониторингу земель и государственному контролю за использованием и охраной земель.
В настоящее время многие функции по землеустройству реализуются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, которое согласно Постановлениям Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 (в ред. от 19.08.2004) и от 19.08.2004 № 418 осуществляет землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности, оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости, проведение экспертизы землеустроительной документации.
Согласно ст. 19 ФЗ о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:
1) генеральная схема землеустройства РФ, схемы землеустройства территорий ее субъектов, муниципальных образований и других административно-территориальных образований, схемы использования и охраны земель;
2) проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства;
3) карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства;
4) проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;
5) материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;
6) тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Землеустройство как система мероприятий по рациональной организации территории имеет три взаимосвязанных аспекта: экономический (земля - средство производства), юридический (обеспечение прав собственности и иных прав на земельные участки) и технический (проведение проектно-изыскательских, съемочных и обследовательских работ).
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы» предусмотрено на втором этапе её реализации осуществление комплекса землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, консолидацией земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях обеспечения условий для их кооперирования, рационального использования и охраны земель, сохранения и повышения плодородия почв.
Мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России» («Плодородие»).
Важнейшими требованиями при землеустройстве являются планирование использования сельскохозяйственных земель с учетом природных, эколого-хозяйственных свойств земельных участков; проектирование и освоение комплексной ландшафтной системы земледелия; формирование эффективных размеров устойчивого землепользования; внедрение севооборотов с травосеянием; улучшение сенокосов и пастбищ и всего комплекса по охране ценных угодий .
Землеустройство по своему содержанию подразделяется на межхозяйственное и внутрихозяйственное. Первое имеет целью рациональную организацию территории нескольких собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов. Второе осуществляется на территории отдельного землепользования в рамках конкретных предприятий, организаций, физических и юридических лиц.
Проведение землеустройства предусматривает:
1) возбуждение ходатайства о проведении землеустроительных действий;
2) подготовительные работы по разработке прогнозов и проектов землеустройства;
3) сопоставление проекта;
4) рассмотрение и утверждение проектной документации;
5) перенесение проекта в натуру (на местность);
6) оформление и выдача землеустроительных материалов и документов;
Головной акт, регулирующий отношения по организации и проведению землеустройства, - ФЗ о землеустройстве, согласно ст. 9 - 18 которого землеустройство включает в себя:
1) изучение состояния земель;
2) геодезические и картографические работы;
3) почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;
Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.
Землеустройство - понятие и виды
ФЗ от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"
ЗК РФ, Ст 68. Землеустройство
Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юр лицами земельных участков для осуществления с/х производства, а также по организации территорий, используемых общинами и лицами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).
Объекты землеустройства - территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, за исключением зон охраны объектов культурного наследия народов РФ, а также части указанных территорий и зон; Все мероприятия по землеустройству проводятся организациями, имеющими лицензии на право заниматься вопросами землеустройства.
Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:
- - изменения границ объектов землеустройства;
- - выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
- - проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации, защите от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
Основаниями проведения землеустройства являются:
- - решения федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;
- - договоры о проведении землеустройства;
- - судебные решения.
Землеустройство включает:
- - проведение кадастровых съемок,
- - аэросъемочные работы,
- - топографо-геодезические работы,
- - почвенно-геоботанические работы,
- - геоботанические и другие обследования и измерения,
- - межевание границ,
- - разработку предложений о рациональном использовании земель.
Виды землеустройства по содержанию
1. Межхозяйственное (территориальное) землеустройство. Позволяет определить целевое назначение земель, осуществлять межотраслевое и внутриотраслевое распределение (перераспределение) земельных ресурсов. Направлено на изучение состояния земель, организацию их рационального использования, определение административно-территориальных границ и границ земельных участков, межевание объектов землеустройства. Предоставление земель в собственность , аренду и пожизненное наследуемое владение - все эти мероприятия требуют проведения межхозяйственного землеустройства.
2. Внутрихозяйственное землеустройство. Проводится в целях организации рационального использования земель с/х назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами и лицами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для обеспечения их традиционного образа жизни.