О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Что нужно делать, чтобы победить коррупцию? Что такое коррупция простыми словами Частые вопросы по коррупции.

Раздел 1. История коррупции.

Раздел 2. Типология.

Раздел 3. Вред от коррупции .

Раздел 4. Причины.

Раздел 5. Борьба с коррупцией .

Раздел 6. Экономический анализ коррупции.

Раздел 7. Области распространения коррупции.

Раздел 8. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного.

Коррупция — это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной дохода, противоречащее законодательству и моральным установкам.

История коррупции

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин, который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

Добыча природных ресурсов

продажа государственных активов, в особенности государственных предприятий

Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

Назначение на ответственные посты в органах власти.

Приведённые ниже формы коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела (органам внутренних дел, органам пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)

«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.

Альтернативное административное взыскание. Существуют нормы права с наложением альтернативного административного взыскания, например, или арест. От большинства норм - «вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и, следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти. Многие юристы полагают, что использование санкций подобного вида оправдано только в уголовном судебном процессе , но имеет под собой мало оснований в процессе административном: «Во-первых, судебный построен на принципах открытости (гласности), состязательности, устности и непосредственности разбирательства. При административном же производстве гражданин в большинстве случаев остается один на один с представителем власти. Во-вторых, даже самая высокая мера наказания за административное правонарушение не настолько тяжка для правонарушителя, как в уголовном праве, чтобы её имело смысл дифференцировать».

Переквалификация состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного - гражданское). Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.

Не денежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступление номинально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается не денежными издержками времени на совершение платежа в банке и предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права не денежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде.

Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

неэффективность коррупционных денежных потоков с точки зрения экономики страны;

потери налогов , когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

разорение частных бизнесменов;

снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

понижение качества общественного сервиса;

нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск аренды;

рост социального неравенства;

усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

ущерб политической легитимности власти;

снижение общественной морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией (см. ниже): свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.

Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

Оптимальный уровень коррупции

По мере того, как государство искореняет коррупцию, на борьбу с коррупцией возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и расхода на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с выгоды при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год (англ.). Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.

Причины коррупции

Фундаментальное противоречие

Производство любых благ требует затраты определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу издержек, покрываемых в конечном итоге за счёт приобретателя , однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда приобретатель получает необходимую услугу или продукт от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями.

Она передаёт необходимые ресурсы, для которых устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует расходов, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная ренда преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной властью народа состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

Двусмысленные законы.

Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

Профессиональная некомпетентность бюрократии .

Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Гипотезы о причинах высокой коррупции

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

государственное регулирование экономики;

зависимость граждан от чиновников, государства на определённые услуги;

оторванность бюрократической элиты от народа;

экономическая нестабильность, ;

этническая неоднородность населения;

низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

религиозная традиция;

культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополии . Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а, следовательно, возможности для поиска аренды . Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной аренды. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие и государственные расходы ( , Нидерланды, Скандинавия).

Основная причина коррупции - возможность получения экономической профита, связанной с использованием властных полномочий, главный сдерживающий фактор — риск разоблачения и наказания.

Коррупция является огромным препятствием на пути к экономическому росту и развитию.

Исторически коррупция происходит от обычая делать подарки, должностное лицо за результаты, достигнутые с помощью него. С древних времен, чтобы добиться расположения, дарили подарки. Подарок выделял человека среди других, и его прошение выполнялось. В первобытных обществах плата жрецу или вождю вообще была абсолютно нормальной.

Но государственный аппарат усложнялся, усилилась власть центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений.

Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими политическими партиями попадают на наркотический . С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Борьба с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: , Гонконг, . Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические варианты, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы , не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции , тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.


Решил немного поразмышлять на тему коррупции
Борьба с коррупцией: оценка необходимости и перспектив.
Самый важный вопрос, который хотелось бы затронуть в пределах этого размышления, касается некоторых аспектов проблемы борьбы с коррупцией, в частности перспектив и необходимости борьбы с ней.
Начнем с основ. Коррупция, как известно переводится с латыни, как разложение. Однако, не всякое разложение есть коррупция. В юридическом смысле коррупция - это разложение в пределах государственного механизма. Можно даже конкретизировать понятие разложение следующим образом: когда законно, а точнее конституционно установленная цель государственных органов - равное (принцип равенства) способствование реализации прав всех граждан - подменяется личной (корыстно направленной) целью. Учитывая, что такая практика осуществления своих полномочий государственными органами может привести к искажению и деградации тех ценностей, идей и идеалов на базе которых зиждется концепция современного демократического, и главное правового государства; и это в конечном итоге превратит государство в инструмент для реализации отдельных корыстно направленных интересов власть имущих, в то время как права и законные интересы граждан будут всячески нарушаться. Именно поэтому борьба с коррупцией должна присутствовать. Но как обычно вопрос, особенно в российских реалиях, упирается в проблемы реализации этой борьбы. Не всегда возможно определить, рассчитать и измерить ту меру, за пределами которой борьба с коррупцией превратится в еще одну коррупционную проблему государства, а потраченные на эту борьбу средства будут способствовать не сокращению, а возрастанию коррупционных проявлений. Можно с уверенностью констатировать, что такая фиктивная борьба ни обществу ни государству не нужна. В таких условиях вполне четко встает вопрос, во-первых, о недееспособности государства, которое должно борьбу организовывать и о неспособности самого общества повлиять на эту ситуацию, во-вторых, о необходимости поиска новых путей решения проблемы коррупции.
Таким решением в определенных условиях и с определенными оговорками может стать перевод коррупционного порядка оказания государственных услуг в легальное русло. Безусловно, звучит это абсурдно и крайне неразумно, но так ли это на само деле?
Для того чтобы это выяснить посмотрим на этот вопрос как на новую концепцию развития государства. Сразу скажем, с одной стороны эта идея может
показаться новой интерпретацией модели монетаристского государства. С другой стороны, перевод коррупционных проявлений в легальное русло наглядно демонстрирует все преимущества и недостатки системы товарно-денежных отношений и деформаций в психологическом состоянии общества, когда достижение материального благополучия становится недостижимой целью всей жизни человека. Кажется, это скорее психологическое, нежели правовое русло, но как выясняется это не совсем так, постольку, поскольку до сих пор идут дискуссии о природе права, его месте и предназначении в нашей жизни. Больше того, нельзя отрицать тот факт, что право отражает далеко не только и даже не столько общие правила жизни общества, сколько психологическую симптоматику каждого конкретного общества. В этом ключе, представляется, что по состоянию конкретной правовой системы можно ставить диагноз конкретному обществу. Ведь право - это не законы данные Богом (хотя с этим в ином случае можно поспорить), и не правила продиктованные исключительно государством, а скорее психология конкретного общества и/или всего человечества, прошедшая процесс объективизации через механизм государства. При этом об источнике этой психологии по-прежнему можно спорить, утверждая и доказывая ее вполне человеческое либо же божественное происхождение. Собственно именно поэтому вполне справедливо то изречение, которое гласит: мы заслужили, то, что имеем. Ведь общественная психология уникальна, как уникальна и правовая система, причем даже не столько буква закона, сколько дух закона, который ее пронизывает и наполняет подлинно демократическим/антидемократическим смыслом.
Впрочем, перейдем к рассмотрению возможных вариантов легализации коррупционных проявлений.
Концепция «Государство - сервис» или «Сервисное государство».
Основные положения:

  1. Государство выполняет социальные заказы в обычном и ускоренном порядке (за деньги).
  2. Граждане- становятся потребителями услуг, для которых имеет значение сроки и порядок выполнения услуг.
  3. Выполнение
  4. Государство легализует коррупцию, как выполнение тех же услуг, но за дополнительную плату.
  5. Налогообложение как таковое отсутствует, за исключением налога на оказание услуг. Государство получает доход за счет обращения с государственной собственностью.
  6. Вмешательство государства в экономику ограничено изданием законов ограничивающих оборот нежелательных с общественной точки зрения товаров; а также государственными органами осуществляющими противодействие монополии.
  7. Контроль и надзор сугубо общественный
  8. Главная ценность деньги и капитал в получении которых заинтересованы все члены общества.

В тоже время такая схема не будет работать (если она и будет работать то также как в 90-х) она чисто гипотетическая, идеализированная и отстраненная от реальности, она позволяет просмотреть те вещи те черты которые при обычном рассмотрении и обычном фокусе выявить невозможно.
Коррупция это всегда угроза государству в том смысле в котором мы его себе представляем и противодействие ей безусловно необходимо.

В качестве адекватной одной модели, позволяющей минимизировать коррупционные проявления можно рассматривать электронную демократию и электронный документооборот.

В рамках этой темы я бы предложил предлагать конкретные схемы минимизации коррупционных проявлений в России.
Извиняюсь за такое долгое вступление.

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Об этом рассуждает председатель правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова.

О коррупции в России говорят все. Ею пронизана вся наша жизнь, начиная с поборов на дорогах и заканчивая рейдерскими захватами крупного бизнеса. Что нужно делать, чтобы победить ее? Об этом наш корреспондент побеседовал с председателем правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Еленой Панфиловой.

АРЕСТЫ ПОД ФАНФАРЫ

– Елена Анатольевна, с чем связано увеличение числа новостей об арестах высокопоставленных лиц? Стала лучше работать прокуратура?

– Во-первых, у нас много коррупции. Золотовалютные запасы тают на глазах, а люди тащат как обычно. И соответственно выставлен определенный «маяк», что надо как-то немножко поджаться. Далее. Наша правоохранительная система научилась собирать доказательную базу даже по крупным делам. Крупные дела очень труднодоказуемы. Это же надо иметь значительное количество следователей с экономическим образованием, которые могут докопаться до истины. Это непросто. Все говорят: «Ой, это на поверхности!» Но для суда это непросто. МВД, Следственный комитет и прокуратура научились все это собирать сколько-нибудь приличным образом.

11 апреля исполнился год национальному плану по противодействию коррупции. Указ был подписан президентом Владимиром Путиным. Для очень многих людей во власти это очень важный документ. Он отмеряет их жизнь. И очень многим надо отчитаться, что они делают. И наконец, арестованные лишились той или иной крыши, они оказались как бы не защищены до этого существовавшими внутрикорпоративными системами защиты. Все это присутствует в той или иной части.

– На ваш взгляд, какие случаи коррупции в России самые вопиющие?

– Конечно, потряс Восточный. Он оказался в перечне тех, где люди не побоялись тащить средства. Когда смотришь на такие флагманские, большие, инфраструктурные проекты, это, конечно, поражает. И даже не объемами. А с точки зрения того, насколько наглость лишила людей чувства самосохранения. Хотя, может быть, и пронесет. Мы же не знаем, чем закончится история. Может, скажут потом: «Деньги мыши поели». Все эти дела не закончены. У нас есть – и это очень важно отметить – очень много арестов под фанфары и возбуждение дел под фанфары. А дальше пропадает медийный интерес, и параллельно с ним дело начинает уплывать, заканчивается не всегда тем, чем должно, с моей точки зрения. Очень важно помнить: бурный арест и бурное разоблачение не означают автоматически серьезного наказания, к сожалению. Скандал. А нам нужны системные изменения.

КОРРУПЦИОННЫЕ СХЕМЫ ОДИНАКОВЫ

– Откуда получаете информацию о фактах коррупции?

– Информацию мы получаем исключительно из двух источников. Мы умеем работать с открытыми данными так, что вытаскиваем из них то, что нужно порой искать. У нас есть декларатор, у нас есть методики работы. У нас есть приемные. Люди, которые не могут до нас добраться, могут с нами общаться. Нам крайне важно не просто сообщить какой-то факт: ой, вот тут украли! Важно «законопатить ту дырку», чтобы в нее не пролез следующий.

– Чиновники успешно зарабатывают. Сферы известны! Схемы известны! По одинаковым схемам работает большинство руководителей в разных структурах. Почему же государственные деньги уплывают безвозвратно?

– Никто никогда в нашей стране этим системно не занимался. Оценка коррупционных рисков возникла в апреле прошлого года. Не было у чиновников такой обязанности. Мы очень надеемся, что будет. Это президент принял указ в апреле прошлого года. Маленькая строчка. Самые ужасные и плохо ловимые коррупционные риски – это в стадии производства услуги и акта принятия. Потому что тут чиновники обладают фантастическими возможностями получить «свое». Нужны правила. Многие чиновники привыкли как рыба в воде плавать в своих возможностях. А нам надо этих «рыб» остановить.

– Известно, что в Госдуму направлен законопроект о внесении в УК состава преступления «Хищение бюджетных средств» с наказанием в виде лишения свободы на 10-25 лет. Ваш прогноз: примут?

– Прогноза у меня нет никакого. Как минимум законопроект рассматривается. Разговоры идут. Но непонятно, в какую сторону это может сработать. Принимая меры, надо автоматически параллельно что-то делать с нашей системой.

– Какую практику противодействия коррупции, какие наработки вы лично переняли бы у зарубежных стран?

– Все, что сейчас существует, отталкивается от норм Конвенции ООН против коррупции. Есть три вещи, которые в конвенции имеются, в зарубежном опыте имеются, а у нас нет – буксуют. У нас делами занимаются и прокуратура, и ФСБ, и ФАС, и Счетная палата. А все должно быть единым. Затем очень существенно – защита заявителя. Заявитель о коррупции – это не свидетель. Это чиновник, бизнесмен, журналист, который узнал о противоправном поведении какого-либо чиновника. Государство обязано защитить их правовой статус на период расследования. Потому что могут быть злоупотребления. На период расследования такой человек должен быть защищен от увольнения и, самое главное, от обратного уголовного правового преследования. Потому что самая распространенная в нашей стране ситуация, когда человек что-то сообщил, но те, кто против него, начинают на него что-то искать. Находят компромат. Увольняют. Заводят фиктивные дела. Обвиняют во всех тяжких. Этого не должно быть. И наконец, декларирование конфликта интересов в двух разных структурах. Вообще неправильно и коррупционно иметь аффилированные структуры. То регулирование, которое сейчас есть, слабо, беззубо. Максимум увольнение за утрату доверия. Эти люди тут же всплывают на других должностях. В других странах есть сильные институты. Вот это и нужно позаимствовать. Во-первых, судебная система должна быть третьей властью, для которой главным должно быть верховенство законов, а прокуратура – орган независимого надзора. Во-вторых, должны быть разные СМИ. Они создают некое информационное поле, откуда вырастают отечественная журналистика, дебаты и т.д. В-третьих, необходимо и гражданское общество, не построенное в колонны НКО, а у нас же все замуровано государственными общественными организациями, общественными палатами, и низовая инициатива закатывается в асфальт. И наконец, рыночная экономика. Там, где конкурентный бизнес, чиновник играет очень маленькую роль. Ему не так нужно давать взятки. И самое главное – реальная политическая конкуренция. Она очень нужна, чтобы коррупция не мешала нам жить там, где мы живем.

ЛОВУШКИ ДЛЯ КОРРУПЦИОНЕРОВ

– Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией.

– Коррупции много. И это сильно пугает. Потому что сегодня это орел или решка, поймают – не поймают. Строгость наказания должна быть, но значительно важнее строгости неотвратимость. Если будет неотвратимость наказания, все коррупционеры будут зарабатывать срок, скажем, пять – семь лет с конфискацией. Поверьте, это сработает более эффективно, чем смертная казнь.

– Ваш алгоритм борьбы с коррупцией?

– Предотвращать. То есть мы расставляем ловушки: декларирование доходов, имущества, конфликты интересов, внутренний контроль, оценки коррупционных рисков, регулирование закупок. Треть мы предотвратили. Мы им расставили такую сеть, что лучше не лезть туда. Все регулируется так, что человек думает: «Не полезу, иначе попадусь». А уже оставшуюся треть надо выявлять.

– Премьер-министр подписал постановление, согласно которому руководителям акционерных обществ, которыми государство владеет лишь частично, разрешено сведения о доходах не публиковать… Ваш комментарий по этому поводу?..

– Это неправильно. Чем Кириенко, глава Росатома, хуже Сечина? Доходы в бюджет они приносят, как я понимаю, одинаковые, важны для экономики страны одинаково. Почему госкорпорация будет публиковать, а госкомпания не будет публиковать? И там и там – коммерческая деятельность. И там и там – большие международные контракты. Каждый человек, который распоряжается хотя бы копейкой бюджетных денег, должен контролироваться. А когда у нас: хочу – публикую, не хочу – не публикую. По закону они должны публиковаться. В марте публикуют. А в апреле уже не публикуют. Все это указывает на то, что кого-то это очень сильно беспокоит и раздражает. Что означает только одно: людям есть что скрывать. На самом деле лучше бы они этого не делали. Потому что если они хотели хоть каким-то намеком сообщить обществу, что им есть что скрывать, лучше они придумать не могли. Лучше бы они публиковали. Пускай бы там 57 миллионов. Мы бы пережили. Ну поохали, поахали. Ой, 7 домов! Две яхты! И что? Неделя шума. Ну и забыли. То, что они сделали, самое неумное, что можно сделать вообще.

Беседовала Елена Половцева

Фото РИА «НОВОСТИ»

ДОСЬЕ

Елена Панфилова родилась в Москве 18 декабря 1967 года. В 1989 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1997 г. окончила политологический факультет Дипломатической академии МИД России. В 2000 г. основала и возглавила российское отделение Международной организации по противодействию коррупции. Преподает в ВШЭ.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...