О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

III. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основныевнешние угрозы:

1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы :

1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз . Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними . Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы :

1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП) . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3 . Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5 . Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере :

− сокращение наукоемких производств;

− снижение инвестиционной и инновационной активности;

− разрушение научно-технического потенциала страны;

− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления , т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Угрозы в социальной сфере:

− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.

9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.

Удовлетворение национальных интересов происходит в рамках процессов взаимодействия государств на международной арене, а также различных социальных сил внутри их. Эти процессы носят характер противоборства и сотрудничества, что в целом позволяет рассматривать их как разновидность борьбы за существование. Последняя вызывает прямое и косвенное соревнование между государствами и заставляет их так или иначе учитывать интересы друг друга. В экономической сфере это соревнование носит характер конкуренции, а во внеэкономических сферах — характер военно-политического и культурно-информационного противоборства. Формы и направленность такого противоборства и сотрудничества определяются национальными интересами. Поскольку ресурсы, направляемые на развитие, для государств различаются лишь частично, то столкновение их интересов перманентно.

Именно эти столкновения в ходе удовлетворения национальных интересов порождают угрозы национальной безопасности. Угроза национальной безопасности — это опасность, определяемая деятельностью, препятствующей удовлетворению национальных интересов.

С одной стороны, угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным . Нет национального интереса — не существует и угрозы. Вне системы национальных интересов угроза — это всего лишь опасность. Угроза национальной безопасности рассматривается в контексте различных опасностей, способностей причинить какой-либо вред, несчастье, сопровождающих человеческую деятельность вообще. Опасности, в отличие от угрозы, могут порождаться не только социальными силами, но также природными явлениями, стихийными бедствиями и катастрофами техногенного характера.

С другой стороны, угроза как посягательство на национальный интерес и намерение нанести вред, всегда связана с целенаправленной деятельностью какой-либо противостоящей социальной силы — конкретных субъектов, преследующих свои интересы, которые и выступают как источник угрозы.

  • затрагиваемыми национальными интересами страны, что отражает ее значимость;
  • обстоятельствами (собственной уязвимостью — степени защищенности отданной угрозы), что определяет потенциальный ущерб при реализации угрозы;
  • местом и временем проявления негативных факторов и условий;
  • возможностями, намерениями и волей субъекта угрозы (потенциального противника или конкурента).

Последние два пункта определяют вероятность реализации угрозы.

Таким образом, угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Природа угрозы определяется природой интереса, удовлетворению которого данная угроза противодействует. Поэтому различают угрозы экономического, военного, информационного, экологического и другого характера (рис. 1).

По виду различают:

Прямую угрозу. Это угроза, создаваемая адресной преднамеренной деятельностью субъекта, который рассматривается как конкурент, противник или враг.

Косвенную угрозу. Это угроза, вызванная деструктивными изменениями рыночной конъюнктуры, либо непредсказуемыми политическими событиями, разрушающими сложившиеся системы экономического и политического взаимодействия, или их неспособностью к кризисному реагированию.

В зависимости от того, откуда угроза исходит . т.е. где по отношению к государственной границе находится источник угрозы, различают также внешние, внутренние и транснациональные (не имеющие страновой привязки) угрозы.

С точки зрения «расширительного» толкования безопасности угрозы делят на следующие типы: акторо-центричные и тренд-центричные. Общим между этими угрозами является то. что первые часто, а вторые почти всегда носят транснациональный характер.

В системах стратегического планирования государств угрозы, как правило, подразделяются на потенциальные и непосредственные. В качестве первых обычно рассматриваются те из них, которые обладают следующими признаками:

  • представляют непосредственную опасность для национальных интересов в рамках соответствующего периода планирования;
  • выражаются в качестве определенной тенденции развития обстановки (например, распространение оружия массового поражения (ОМП) в мире или ухудшение экономической конъюнктуры);
  • не требуют немедленных ответных действий.

Признаки непосредственных угроз следующие:

  • представляют явную опасность национальным интересам в текущий момент;
  • выражаются в качестве конкретного события (например, нападение на страну-союзника, захват заложников и т.п.);
  • требуют принятия немедленных защитных мероприятий.

Рис. 1. Классификация угроз национальной безопасности

Потенциальные угрозы обычно учитываются при разработке различных планов и программ. Непосредственные угрозы требуют немедленного задействования системы оперативного планирования в кризисных ситуациях для принятия конкретных ответных мер. Как правило, источниками непосредственных угроз являются потенциальные.

Проявление источников угроз может иметь кумулятивный характер как в различных сферах достижения национальных целей, так и по географическим направлениям (регионам), это предполагает рассмотрение угроз не только по их источникам, как внешние и внутренние, но и по формам и вероятности реализации, а также ожидаемому ущербу. Это позволяет определять риски для решаемых задач национального развития с целью принятия упреждающих мер по нейтрализации угроз. В этом случае спектр угроз образуют следующие их формы.

Традиционные формы реализации угроз связаны в основном с применением вооруженных сил государств в хорошо изученных формах военных действий или конфликтах. Кроме того, эти угрозы связаны и с применением различного рода экономических инструментов. При этом экономические возможности источника угрозы реализуются не столько для повышения собственного экономического положения в мировой экономике, сколько для нанесения ущерба своим конкурентам экономическими методами. Проявление таких угроз выражается в нарушении сложившихся балансов сил по различным сферам деятельности или географическим (стратегическим) направлениям. что сковывает свободу действий государства в том или ином регионе мира, повышая риски достижения национальных целей.

Нетрадиционные формы реализации угроз связаны с применением государствами и негосударственными субъектами нетрадиционных методов, касающихся противников, превосходящих их по возможностям. К ним относятся терроризм, повстанческие действия, гражданские войны. Эти подходы могут сочетаться с проведением информационных акций и действий, а также попытками целенаправленной дезорганизации финансово-кредитной сферы страны путем проведения спекулятивных атак. Иногда нетрадиционные формы реализации угроз называют асимметричными.

Формы реализации угроз катастрофического характера связаны с применением оружия массового поражения. К этой категории угроз следует отнести и деятельность по разрушению ключевых объектов страновой инфраструктуры, способных вызвать катастрофические экологические и/или социальные последствия. Источниками таких угроз могут выступать как отдельные государства, стремящиеся таким образом обеспечить свою безопасность или повысить международный статус, так и различного рода негосударственные субъекты, стремящиеся путем приобретения ОМП и даже его применением (по аналогии с применением сектой Аум-Синрике химического оружия в токийском метро в 1995 г.) привлечь к себе международное внимание или достигнуть иных целей.

Дезорганизующие формы реализации угроз исходят от оппонентов, которые разрабатывают, обладают и используют прорывные технологии, позволяющие нейтрализовать преимущества противника в соответствующих сферах. Ключевое значение в данном контексте играют информационные методы дезорганизации деятельности систем государственного и военного управления и коррекции политической активности масс в необходимом направлении.

Следует отметить, что, так же как и интересы, угрозы осознаются и «ощущаются» конкретными носителями интересов. Всегда существует разница между реальностью и ее осознанием. Поэтому угрозы могут быть также завышенными, заниженными и даже мнимыми, т.е. надуманными.

Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности

В процессе создания и поддержания возникают ключевые причины, которые могут ее нарушить, угрозы. Основные угрозы определены в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24). В соответствии с ней угрозы делятся на внутренние и внешние по отношению местоположения причин их возникновения — вне национальной экономики и внутри нее.

Внутренние угрозы национальной безопасности России

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

Усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям. Это создает ряд проблем в обществе — тотальную неуверенность населения, его психологический дискомфорт, формирование крупных криминальных структур, наркоманию, алкоголизм, организованную преступность, проституцию;

Деформация . Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги. Снижение конкурентоспособности и тотальное сворачивание производства стимулирует увеличение объемов безработицы и снижает качество жизни населения. Ресурсная ориентация национальной экономики позволяет получать высокий доход, но никоим образом не обеспечивает устойчивый экономический рост;

Усиление неравномерности экономического развития регионов. Подобного рода ситуация закладывает проблему разрыва единого экономического пространства. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

Криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними. Многие предприниматели отказываются от правовых методов решения споров между собой, избегая свободной конкуренции, все чаще прибегают к помощи криминальных структур. Все это негативным образом сказывается на общей экономической конъюнктуре и препятствует выходу национальной экономики из кризиса;

Резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста — научно-технический потенциал — за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости. Будущее развитие экономики — за наукоемкими отраслями, для создания которых Россия сегодня не обладает достаточным научным потенциалом. Соответственно ставится под вопрос, место ли России в мировом хозяйстве;

Усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства. Проявление сепаратистских устремлений субъектами Федерации представляет собой реальную угрозу территориальной целостности России и существованию единого правового, политического и экономического пространства;

Усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве. Транслирует его ряд общественных объединений, в интересы которых не входит сохранение культурной и национальной целостности России;

Повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

Снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения. В результате наблюдается устойчивая тенденция к сокращению уровня рождаемости, продолжительности жизни населения. Снижение человеческого потенциала делает невозможным экономический рост и развитие промышленности;

Демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью. Катастрофическое снижение количества населения ставит проблему населенности территории России и удержания ею существующих границ.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны. Их ликвидация является нужной не только для создания должного уровня национальной безопасности, но и сохранения российской государственности. Вместе с внутренними, присутствуют и внешние угрозы национальной безопасности.

Внешние угрозы национальной безопасности России

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

  • снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;
  • снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;
  • усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;
  • наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;
  • повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;
  • ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;
  • создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;
  • территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;
  • международный терроризм;
  • ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;
  • активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;
  • резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

Обеспечение национальной безопасности на достаточном уровне выводит необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а поэтому их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических, социальных, правовых и экономических условий.

Принятая в 1997 г. и дополненная в 2000 г. Концепция национальной безопасности Российской Федерации не является простой декларацией. Она представляет собой действенный нормативно-правовой документ, регулирующий приоритетную сферу деятельности государства — национальную безопасность. Только начиная с 2003 г. она начала реализовываться после того, как был накоплен необходимый потенциал. Введение системы назначения высших должностных лиц субъектов РФ минимизировало угрозу территориальной целостности России. Недавнее запрещение деятельности на территории России фондов с участием иностранного капитала снизило степень ее политической и экономической зависимости. Сейчас мы наблюдаем процесс, когда накопленный потенциал государственной власти приступил к реализации принятой в 1997 г. Концепции национальной безопасности, пусть и не по всем направлениям эффективной и результативной.

Стадии угрозы национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности в общественном сознании и, в частности, в сознании политического руководства страны проходит несколько стадий: осознание угрозы — реакция на осознанную угрозу — ответ на угрозу.

Осознание угрозы

Во-первых, свойство предмета или явления «представлять угрозу», очевидно, не носит присущего ему изначально характера, а является весьма условным. То, что с точки зрения одной шкалы ценностей считается «угрозой», с позиции иной оценки может оказаться, наоборот, «шансом». Об «угрозах» трудно говорить без привязки к определенной системе ценностей. Во-вторых, угроза воспринимается таковой только до тех пор, пока она выглядит достаточно вероятной. Вообще любая угроза воспринимается человеческим сознанием «интегрально» — как некая сумма субъективно оцениваемой вероятности реализации угрозы и степени возможного ущерба. Причем восприятие угрозы сугубо индивидуально и отражается понятием «степени угрозы». Степень угрозы — это интегральное восприятие угрозы в индивидуальном или общественном сознании. Даже смертельная, но маловероятная угроза может быть воспринимаема как «низкая» и мало волновать тех, кого это должно касаться. В то же время угроза достаточно вероятная, но не серьезная по своему характеру может полностью отвлечь внимание на себя. Поэтому ответ на угрозы национальным интересам может существенно отличаться от того, что подсказывает человеку его подсознание. Однако даже если угрозы практически невероятны, политическому руководству на практике приходится исходить из их возможности, чтобы гарантировать: то, что не должно произойти, действительно не произойдет.

В связи с этим основная проблема предотвращения любой угрозы и противодействия ей — это разрыв между принципами рационального восприятия и борьбы с угрозами и «врожденной», зачастую иррациональной, реакцией общества на угрозы (либо отсутствием таковой). Влияя на сферу политики, «общечеловеческие» и сугубо национальные особенности восприятия угроз приводят к отклонению действий политиков от модели «рационального поведения». В этих случаях эффективность работы системы обеспечения национальной безопасности снижается.

На практике угроза может быть осознана обществом, только если она в глазах общества «реальна», т.е. общество оценивает вероятность ее реализации достаточно высоко. По мере того как степень вероятности угрозы уменьшается, задача ее предотвращения сходит с общественной повестки дня. Низкая степень ожидания угрозы, ослабляя естественные защитные силы общества, очевидно, способствует реализации угрозы. Общество, меньше всего ожидающее угрозу, в наибольшей степени ей подвержено. Так, например, война, к которой страна «хорошо подготовлена», как правило, не случается. Но случаются другие.

Реакция на осознанную угрозу

В политической сфере вообще невозможно оценить вероятность той или иной угрозы «объективно» (здесь события крайне неоднородны). Поэтому любая оценка вероятности угрозы может носить исключительно практический, прагматический смысл. На самом деле даже когда говорят о вероятности, имеют в виду интегральную оценку «степени угрозы». В сфере политики «высокая степень» угрозы означает высокий возможный ущерб при наличии практических способов и возможности выделения средств на ее предотвращение. Отклонение от этого принципа оценки будет приводить к снижению эффективности борьбы с угрозами либо из-за неправильной оценки ущерба, либо из-за неверной оценки своих возможностей. При этом оценка «ущерба» от угрозы прямо зависит от системы ценностей (национальных традиций, стратегической культуры). Последняя способна ответить на вопросы: «Что хорошо и что — плохо?», «-Что есть «приобретение», а что — «потеря?». Без наличия определенной системы ценностей об эффективной борьбе с угрозами говорить некорректно.

Ответ на угрозу

Он опосредован национальными и культурными особенностями. Так, близкая оценка степени угрозы в разных странах еще не означает одинакового ответа на нее и вообще какого-либо активного действия. У разных наций наблюдается совершенно разная степень «толерантности» угроз (порог восприятия). Чем выше степень толерантности, тем выше должна быть опасность, чтобы общество/ государство на нее начало реагировать. Например, существует устойчивое мнение, что русских отличает высокая степень толерантности к опасностям и угрозам. По сравнению с русскими американцев, наоборот, отличает необычайно низкая толерантность к угрозам: даже небольшая угроза его благополучию способна вызвать истерическую, часто несоразмерную степени угрозы реакцию.

Таким образом, угроза национальной безопасности ограничивает свободу выбора для каждого конкретного человека, а для страны — свободу действий в той или иной сфере. Это проявляется в том, что при достижении национальных целей угроза нарушает выбранные соотношения средств (ресурсов) и методов, оказывает негативное, прежде всего психологическое, давление на систему принятия решений, систему государственного управления. Тем самым повышаются риски достижения национальных целей. То есть угроза — это то, что требует задействования системы обеспечения национальной безопасности.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.
В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.
Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных объединений, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма, политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и создают условия для возникновения конфликтов.
Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества-семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.
Углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний.
Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами: опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире; расширением НАТО на восток; возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов; распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки; возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств-участников Содружества Независимых Государств.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.
Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий

Еще по теме 30.5. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации:

  1. 30.6. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  2. 30.3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

Характер военно-политической обстановки в мире позволяет заключить, что угрозы безопасности Российской Федерации в среднесрочной перспективе носят комплексный характер и предопределяются борьбой мировых центров силы за получение доступа к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим, людским и территориальным ресурсам, в том числе и на постсоветском пространстве.

Наиболее полно весь спектр угроз Российской Федерации получил отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.

В настоящее время и в краткосрочной перспективе для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни, Россия должна найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности3. На фоне активно идущего переустройства мира появилось множество новых проблем, с которыми реально сталкивается наша страна. Эти угрозы менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности в полной мере до конца не осознан. В целом очевидна тенденция к расширению в мире конфликтного пространства и, что крайне опасно, его распространению на зону наших жизненно важных интересов.

Так, весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами самых разных мастей.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима нераспространения без каких либо изъятий, на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Продолжают сохраняться угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении и невосполнении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала. Несомненной угрозой является увеличение доли топливно-сырьевого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.

Эти угрожающие проявления характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки РОССИЙСКОГО экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой кардинальную модернизацию национальной технологической базы.

Угрозой безопасности России в социальной сфере, является увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

Увеличивается вероятность катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ.

Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, повышение смертности, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества - семьи. Демографическая ситуация в стране является катастрофической.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской

Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах. Можно говорить о том, что в современной международной обстановке существует три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К основным внешним угрозам следует отнести:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

Территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

Вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввоз иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российский Федерации государств;

Вооруженные провокации, включай нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты н сооружения на Государственной границе Российской. Федерации или границах ее союзников;

Действия, препятствующие работе российских спечем государственного и военного управлении, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил. предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах:

Распространение технологий двойного назначения и компонентов дли изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

Попытки насильственного изменения конституционного строя:

Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционировании органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

Незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические пли силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещает в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

Деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ:

Ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

Международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рола угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На сегодняшний лень уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXI будет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочии по санкционированию применении военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранении международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие и спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Минис1срстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов гражданской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерною оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управлении войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной пол и тки, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может с провоцировать большую востребованность оружия массового поражении, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо обшей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление и региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. II случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического

Потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона. Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. Эго естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно па фоне ослаблении роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностранных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключается и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечении национальной безопасности в России.

Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ выявляет основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, имеющие комплексный взаимосвязанный характер.

Во внешнеполитическом плане со стороны США и их союзников оказывается противодействие с целью сохранения своего доминирования в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.

Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются, как уже отмечалось, мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направлена на защиту национальных интересов от угроз национальной безопасности в соответствии со следующими стратегическими национальными приоритетами.

В сфере обороны страны основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения, военные опасности и военные угрозы определяются в Военной доктрине Российской Федерации, представляющей собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военной угрозой является состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

К основным военным угрозам относятся:

  • - резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • - воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • - создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории России или на территориях ее союзников;
  • - демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
  • - активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Противодействие военным угрозам осуществляется военной организацией страны, представляющей собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В сфере государственной и общественной безопасности основными угрозами являются:

  • - разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • - деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • - деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • - деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • - деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • - преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • - коррупция;
  • - стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются:

  • - неблагоприятная динамика развития экономики;
  • - отставание в технологическом развитии;
  • - введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации;
  • - нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
  • - усиление дифференциации населения по уровню доходов;
  • - снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Главными стратегическими угрозами в области экономики являются:

  • - низкая конкурентоспособность экономики;
  • - сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • - отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
  • - незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
  • - уязвимость экономики информационной инфраструктуры;
  • - несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • - регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
  • - ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;
  • - сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
  • - прогрессирующая трудонедостаточность;
  • - сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
  • - неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  • - возникновение эпидемий и пандемий;
  • - массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;
  • - увеличение случаев травм и отравлений;
  • - доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются:

  • - размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • - снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • - попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

По стратегическим национальным приоритетам в области науки, технологии, образования и области живых систем и рационального природопользования определены факторы, негативно влияющие на национальную безопасность.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней формы противоправного поведения приобретают характер реальной угрозы национальной безопасности. В связи с этим становится особенно актуальным обеспечение законности, являющейся важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не сможет эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи, обеспечивать правовой порядок в обществе. Требование законности выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в результате чего в обществе складывается правовой порядок как цель правового регулирования общественных отношений.

Основной угрозой национальной безопасности является международный терроризм. Терроризм, как никакое другое преступление, связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он опасен для всего мира. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

Под терроризмом в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В основном эту деятельность осуществляют правоохранительные органы.

Преступность как явление существует в любом обществе и тесно связана с ним. На рост преступности большое влияние оказывают изменения в социальной сфере, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мировой практике считается, что если разрыв в доходах между богатыми и бедными (децильный коэффициент) превышает соотношение 1:10, то такое общество и страна обречены на социальный взрыв. Децильный коэффициент является одним из показателей национальной безопасности Российской Федерации. Превышение разрыва в доходах основной массы населения и небольшой богатой его группы приводит к неустойчивости правопорядка в целом.

Другой серьезной угрозой национальной безопасности России является коррупция, определенная в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Этим законом закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что коррупция как социальное явление существует во всех странах, но в разных масштабах. По экспертным данным неправительственной международной организации Transparency International, коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции в 2016 г., опубликованных этой организацией, участвовали 177 стран, где Дания заняла 1 место, Россия - 134, а США - 18.

В интересах объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016- 2017 годы.

Этот план определил основные направления противодействия коррупции:

  • 1) ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности, модернизация антикоррупционного законодательства;
  • 2) создание стимулов к антикоррупционному поведению;
  • 3) создание антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В мировой практике используются различные методы борьбы с коррупцией, вплоть до публичных расстрелов, как в Китае. В нашей стране предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами (УК РФ, КоАП РФ и др.). В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, а также обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении гражданского служащего. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии.

С целью реализации антикоррупционной политики был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с международными договорами действие этого закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

К органам с «повышенным коррупционным риском», как правило, относятся органы исполнительной власти, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, и большой объем контактов с гражданами и организациями.

Причинами распространения коррупции в органах исполнительной власти также являются сложность структуры этих органов, наличие множества формализованных, бюрократических процедур, создаваемых самими государственными служащими, отсутствие эффективного внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата государственного управления. К негативным факторам, обусловливающим возникновение коррупционных проявлений, относятся административные барьеры, выражающиеся в особых проявлениях общественных отношений и оказывающие негативное влияние на интересы личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется в том числе путем «улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». В связи с этим недопустима генерация правил избыточного государственного регулирования, способствующих появлению предпосылок для всевозможных злоупотреблений со стороны государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией.

С целью модернизации российской экономики в 2000 г. было провозглашено последовательное проведение линии на «снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала», которое, как считает Ю. А. Тихомиров, должно «способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности» . В ходе российской административной реформы, проведенной в 2006-2010 гг., осуществлялись следующие общесистемные меры снижения административных барьеров: совершенствование системы лицензирования, аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить пробелы в законодательстве.

В связи с этим были приняты Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморе- гулируемых организациях»; от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, злободневность проблемы негативного влияния административных барьеров не уменьшилась. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 г. отмечается, что «вопросом национальной безопасности» является развитие «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения», для чего необходимо «снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки».

На природу административных барьеров позволяют взглянуть справедливые точки зрения В. М. Манохина и Ю. А. Тихомирова о дискреционных (т.е. по усмотрению) полномочиях исполнительной власти. Так, В. М. Манохин выделяет два вида усмотрения: 1) правоприменителя, избирающего принудительную меру, установленную государством; 2) реализацию правоприменителем своего намерения в виде постановления, распоряжения, приказа и т.д. При дифференциации элементов компетенции исполнительной власти и росте численности объектов управления, отмечает ученый, «поспеть за этим процессом... в смысле постоянного, повседневного правового регулирования (как нормативного, так и правоприменительного) ... практически невозможно, остается часть отношений для дискреционного способа их реализации». Для усмотрения появляется «лазейка» действовать не только с позиции законности, а с точки зрения целесообразности.

Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает сущность административных барьеров через категории «дискреция» («административное усмотрение») как «легальную возможность должностного лица, госслужащего действовать самостоятельно в рамках своей компетенции» . По его мнению, административное усмотрение ориентировано на выполнение норм закона; полное последовательное осуществление полномочий; выбор вариантов решений и действий в пределах их норм; проявление способности анализировать и оценивать динамичные управленческие решения. Однако на практике имеет место некомпетентность, боязнь действовать, иерархическое послушание, злоупотребление полномочиями, превышение или сужение их объема.

Административные барьеры выступают фактором национальной безопасности в случаях неопределенных правовых условий, когда субъекты (государственные и муниципальные служащие) могут управлять по своему усмотрению, основываясь не на принципе законности, а на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. С целью минимизации действия административных барьеров необходимо исключить неправомерное отклонение от правовых норм, четко соблюдая правовые статусы субъектов обеспечения национальной безопасности в соответствии с принципом законности.

Вместе с тем при осуществлении антикоррупционной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1) в современных условиях недостижима «абсолютная победа» над коррупцией;
  • 2) коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами;
  • 3) потери от коррупции гораздо больше, чем затраты на реализацию антикоррупционных программ;
  • 4) противодействие коррупции является эффективным, когда оно осуществляется постоянно всеми субъектами обеспечения национальной безопасности.

С целью укрепления правопорядка, формирования развитого гражданского общества, повышения уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо воспитание уважения к праву, повышение правового сознания и искоренение правового нигилизма всех граждан.

  • Риск в сфере публичного и частного права: монография / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, М. А. Лапина. М., 2014.
  • См.: Манохин В. М. Дополнения к структуре административного права // Административное право и процесс. 2013. № 11. С. 5-6.
  • Тихомиров Ю. А. Модернизация административного права: от «наказательности»к «регулирующему обеспечению» // Административное право и процесс. 2015. № 4.С. 5-11.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...