О компании Информационные бизнес системы ibs

Что делать, если мазок на цитологию показывает воспаление?

Какие будут условия и требования

Рецензия на игру Detroit: Become Human (2018)

Приглашение встретить Новый год — для одиноких мужчин и женщин!

Урок окружающего мира "Что из чего сделано

Лей, не жалей: самые прожорливые автомобили российского рынка Городские седаны и спортивные авто

Полироль матовая для пластика автомобиля

Первым снегом понесло. «Первый снег» И. Бунин. Личностные результаты обучения

Как готовить пасту с креветками в сливочном соусе

Макароны с кукурузой Макароны с кукурузой консервированной

Макароны с томатным соусом, кукурузой и зеленью Макароны с кукурузой консервированной

Витамин с для мужской силы

ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов

Федеральная служба по финансовому мониторингу Проведение финансовых расследований

Основная причина миграции рабочей силы. Причины международной миграции рабочей силы

Массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Понятие «миграция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Если перемещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, то осуществляется международная трудовая миграция, или миграция рабочей силы.

Современный международный рынок рабочей силы включает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет, таким образом, национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства (ПМЖ) в другую страну; под

Иммиграцией – въезд в страну на ПМЖ. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Существует множество причин международной миграции:

1. Основная причина – экономическая, а именно – межстрановые различия в оплате труда и уровне жизни. Люди выезжают из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

2. Политические мотивы.

3. Религиозные.

4. Семейные причины.

5. Природные бедствия, войны.

6. Демографические, национальные и ряд других неэкономических причин.

По оценкам экспертов, правда весьма приблизительным, считается, что в мире в середине 90-х годов постоянно около 125 млн человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являлись. В последние годы в мире переезжают из страны в страну порядка 20 млн человек в год.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

1. Иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов (США, Канада, Германия, Израиль), 80–90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции.

2. Работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х годов в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Например, во Франции? занятых в строительстве и? в автомобилестроении – иммигранты; в Бельгии половина всех горняков – иммигранты; в Швейцарии 40% строительных рабочих – иммигранты.

3. Нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х годов превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Обычно они занимают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии, либо занимаются нелегальным криминальным бизнесом. По данным Министерства по делам Федерации национальной и миграционной политики, на территории России сейчас незаконно находятся от 700 тыс. до 1,5 млн иностранцев. Лишь чуть более 30 тыс. иностранных граждан зареги-

Стрированы и имеют официальный статус. Среди нелегальных иммигрантов граждане 56 стран. В основном это китайцы, вьетнамцы и афганцы.

4. Лица, просящие убежища по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах. До 80-х годов численность этой категории мигрантов была незначительна, затем она заметно увеличилась – до 1 млн человек к концу 90-х годов.

5. Беженцы. По данным ООН, в мире на конец 90-х годов насчитывалось более 22 млн беженцев, большинство из которых – жертвы войн. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы:

1. США, Канада. Ежегодно в США приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира. Низкоквалифицированная рабочая сила направляется в США в основном из близлежащих латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна. Приток иммигрантов в США и Канаду к концу 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек. При этом к началу 1998 года в США, по оценкам, проживало более 5 млн нелегальных иммигрантов.

2. Западная Европа. Средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет до 600 тыс. человек. Лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция и Великобритания. В ЕС насчитывается 13 млн мигрантов и членов их семей. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии, республик бывшего СССР активно используется в экономике самых развитых стран Европы. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции – 7%, Швейцарии и Люксембурге – до 30%.

3. Ближний Восток. Нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. К началу 80-х годов сюда оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Более 50% рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иммигранты в основном из соседних арабских стран.

4. Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, сезонные рабочие направляются в Аргентину и Мексику из Латинской Америки. На Нигерию, ЮАР, Берег Слоновой Кости приходится более 50% притока всех иммигрантов.

5. Новые индустриальные страны. Значительно увеличился приток иммигрантов в государства Юго-Восточной Азии (Малайзия, Южная Корея) в основном на временные работы. По большей части это – иммигранты из Мексики и развивающихся стран Азии.

6. Израиль. Государство, которое существует с 1947 года и имеет на сегодня население более 5 млн человек, на? растет за счет притока иммигрантов (более 1 млн человек населения Израиля – выходцы из бывшего СССР).

7. В качестве примеров более локальных региональных центров притяжения мигрантов можно назвать Австралию и Россию.

Современная история межстрановой миграции рабочей силы позволяет выделить несколько важнейших ее направлений:

– миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

– миграция в рамках промышленно развитых стран;

– миграция рабочей силы между развивающимися странами;

– миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся стран в промышленно развитые);

– миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны (в небольших объемах).

миграция рабочей силы макроэкономика

Со второй половины XX в. наряду с мировыми рынками товаров, услуг и капиталов возникает и взаимодействует с ними международный рынок рабочей силы. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара. Таким образом, осуществляется международная трудовая миграция как форма проявления отношений на мировом рынке труда.

Международная миграция рабочей силы - сложное явление, представляющее собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное экономическими и иными причинами.

Все перемещения населения относительно каждой территории слагаются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция - это выбытие за границу, а иммиграция - прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Вместе с тем существует и более специфическая форма международной миграции - реэмиграция, т.е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.

В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.

Основными формами трудовой миграции являются (рис.1):

Рисунок 1. Формы миграции рабочей силы

  • * безвозвратная, когда работники выезжают за границу на постоянное место жительства;
  • * временно-постоянная -- в данном случае выезд за рубеж осуществляется на достаточно длительное время (от 1 до 10 лет);
  • * сезонная -- работники выезжают в зарубежные страны на короткое время (до 1 года) для осуществления трудовых услуг в отраслях, имеющих сезонный характер (например, сельское хозяйство, строительство, рыболовство, курортно-оздоровительная сфера и т. п.). Разновидностью сезонной миграции можно считать и кочевое животноводство, сохранившееся во многих азиатских и африканских странах. К сезонной миграции можно отнести перемещение цыганских таборов, а также паломничество к святым местам (в Иерусалим, Афон, Мекку и т. п.);
  • * приграничная, или маятниковая, представляет собой ежедневный приезд граждан, живущих в приграничной полосе одной страны, для работы в другую страну. Данный тип миграции похож на процесс ежедневного приезда работников, живущих в пригородах, для работы в мегаполис;
  • * нелегальная -- предполагает нелегальный въезд в страну с последующим устройством на работу, либо законный въезд (например, по туристической путевке, по частному приглашению) с последующим незаконным трудоустройством;
  • * вынужденная -- вызывается неэкономическими причинами -- войнами, революциями, политическими преобразованиями (например, распадом государства), стихийными бедствиями, эпидемиями, однако оказывает серьезное воздействие на рынки труда как в стране, из которой выезжает население, так и в принимающем беженцев государстве;
  • * межконтинентальная -- означает не просто выезд из страны в страну, но и смену при этом континента проживания и трудоустройства. В некоторых странах (например, Россия, Турция) межконтинентальная миграция может быть разновидностью внутренней миграции;
  • * «утечка умов» -- выезд за границу ученых, специалистов, деятелей искусства. Сюда же можно отнести и миграцию спортсменов, хотя для нашей страны данный тип миграции лучше называть не «утечка умов», а «бегство клюшек».

За последние полтора десятилетия страну покинули и работают в США следующие российские экономисты: профессор И. Сегал (Стэн-форд), ассоциированные профессора А. Богомольная (Университет Раиса, Хьюстон), М. Арбатская (университет Эмори (Атланта)), Д. Столяров (Мичиганский университет), ассистенты профессора И. Стрембулаев (Стэнфорд), О. Леухина (университет Северной Каролины), Г. Овчарова (университет Нотр-Дам), И. Копылов (Калифорнийский университет (кампус в Ирвайне)), Г. Борисова (Иель), Е. Краснокутская (Пенсильванский университет), Светлана Боярченко (Техасский университет), Андрей Шевченко (университет Мичиган Стейт), К. Тюрин (университет Индианы), Елена Гольдман (университет Пэйс, Нью-Йорк) и другие. Обязанности лекторов в британских вузах выполняют: А. Сарычев (Лондонская школа экономики) и Татьяна Корниенко (университет Стерлинга), ассистентами профессора Лондонской школы бизнеса являются А. Павлова и И. Макаров.

Международную миграцию рабочей силы можно считать разновидностью горизонтальной социомобильности населения, способом устранить перекосы в структуре национальных рынков труда.

Миграция рабочей силы осложняется «языковым барьером», трудностью адаптации трудовых ресурсов в зарубежных странах.

Причины миграции рабочей силы.

Миграция рабочей силы происходит под воздействием двух групп факторов:

  • 1. Неэкономические факторы:
    • - войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);
    • - политические и религиозные преследования;
    • - стремление открыть или освоить новые пространства (период великих географических открытий демонстрирует мощь таких мотиваций);
    • - желание воссоединения семей;
    • - природные (стихийные) бедствия.
  • 2. Экономических факторов, к которым относятся:
    • - различные уровни экономического развития стран, что влечет за собой и различную стоимость рабочей силы;
    • - состояние национального рынка труда;
    • - структурная перестройка экономики, связанная, например, с переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике;
    • - научно-технический прогресс, развитие которого сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
    • - вывоз капитала, функционирование ТНК, которые способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещая свой капитал в трудоизбыточные регионы.

По данным социологических опросов, основным мотивом выезда является желание заработать, из нематериальных стимулов -- желание повысить свой профессиональный уровень.

Причины экономического характера связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Безусловно, более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Поэтому такая экономика способна обеспечить и более оплачиваемую работу. Обладая более высоким научно-техническим потенциалом, она предъявляет спрос на квалифицированную, способную к творчеству рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда.

В принимающей стране будет наблюдаться рост объема предложения. Принято считать, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать ее росту.

Основные особенности, потоки и центры миграции рабочей силы.

Миграция, с одной стороны, обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов как фактор производства в соответствии с потребностями стран, позволяет осваивать новые регионы, с другой - ведет к обострению экономических и социальных противоречий, что требует разработки специальных мер как на государственном, так и международном уровне.

На практике можно выделить определенные географические регионы, которые являются местами наиболее массового привлечения иностранных трудящихся. Данные регионы называются центрами притяжения. В этих центрах наблюдаются высокие темпы экономического роста, развитие обрабатывающей промышленности, значительные объемы привлеченного иностранного капитала, а соответственно отмечается высокая потребность в дополнительных трудовых ресурсах.

Как нам известно, основную роль в современном международном движении населения играет трудовая миграция. Масштабы ее постоянно растут, и в этот процесс вовлечены практически все страны. Межстрановая трудовая миграция приняла беспрецедентный характер, становится типичным явлением социально- экономической жизни современного мира. В начале 1993 года насчитывалось около 30 млн. трудящихся-мигрантов. С учетом членов их семей, участников маятниковой миграции (фронтальеров), сезонников, нелегальных иммигрантов общая численность трудовых мигрантов оценивается в четыре-пять раз выше.

Возможность международной миграции рабочей силы создается национальными различиями в заработной плате. Необходимость переселенческих движений наемного труда от страны к стране диктуется неравномерностью образования относительного перенаселения на международной арене. Рабочая сила движется от стран богатых трудовыми ресурсами, к более богатым капиталом странам. Более половины международных мигрантов являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из них находятся в индустриальных странах. Приток новых контингентов мигрантов в эти страны связан с качественными диспропорциями на их рынках труда.

Потоки трудовой миграции в течение длительного периода времени претерпели определенные изменения. В прошлом веке международная миграция была направлена в основном в бедные капиталом колонии, и прежде всего в Северную Америку, Австралию. Массовая иммиграция в отдельных районах мира привела к возникновению и развитию там переселенческих обществ, что придало импульс развитию мировой хозяйственной системы. Перемещение иммигрантов, средств производства и финансовых ресурсов способствовало образованию во второй половине 19- начале 20 в в. группы переселенческих государств, основные направления общественного развития которых определялись европейскими державами. В этот период происходили также значительные перемещения населения из Китая и Индии преимущественно в Юго- Восточную Азию и районы Индийского океана.

Во второй половине прошлого столетия сформировались новые центры притяжения иммигрантов. Эмиграция стала идти из менее развитых в более развитые страны. Самый мощный центр притяжения сложился в Западной Европе, в результате из поставщика эмигрантов она превратилась в центр притяжения рабочей силы. Уже в начале 50-х в странах ЕС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 70-х крупный центр иммиграции сложился в районе Персидского залива, и в начале 90-х иностранцы составляли там 70% рабочей силы. Своеобразным центром притяжения иммигрантов, националистическим по своему характеру, стал Израиль. Его население на 2/3 увеличилось за счет миграционных потоков и в значительной мере (на 1/3) за счет выходцев из Советского Союза. В Латинской Америке центрами притяжения рабочей силы стали Аргентина, Бразилия и Венесуэла с численностью иммигрантов от 5 до 8 млн. человек. В Африке центрами притяжения рабочей силы стали ЮАР и Кот-д Ивуар.

Основными поставщиками рабочей силы в Азии являлись Индия, Пакистан, Филиппины, Малайзия, на Ближнем Востоке - Ливан. Иордания, Турция, в Африке - Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Чад, Гвинея, Мозамбик, в Северной Америке - Мексика, в Европе - Польша, Португалия, Италия, Ирландия. В 90- е годы страны Южной Европы - Греция, Италия, Испания превратились из стран чистой миграции в страны нетто - миграции.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что международная миграция рабочей силы -- это перемещение людей через границы определенных территории со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему в целях поиска работы.

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию.

Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией-въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс реэмиграции - это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

В результате международной миграции за рубеж перемещается товар особого свойства - рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что рабочая сила сама является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, т.е. страна, откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

    иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е годы были периодом высокого уровня иммиграции;

    работники-мигранты по контракту. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

    нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникает через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

    лица, просящие убежища. До 80-х годов численность этой категории была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

    беженцы. По данным ООН, в мире в начале 90-х годов насчитывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в специальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объективен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интеграции. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными законами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее максимальную эффективность.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек.

Можно выделить пять направлений международной миграции рабочей силы:

    1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

    2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

    3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

    4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые страны),

    5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми рабочими, без которых невозможен нормальный производственный процесс. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве; 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление, как «утечка умов», например из Европы в США.

В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами арабских эмиратов, странами - членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися странами - с другой. В Кувейте и Саудовской Аравии, например, было занято до 1 млн. рабочих из Йемена. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни, заработной платы в странах - импортерах рабочей силы. Кроме того, в азиатских НИС, в богатых странах Персидского залива постоянно ощущалась нехватка малоквалифицированной рабочей силы.

Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов, например в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать себя и т.п.).

Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта.

В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические - рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина - 32% от общей численности работающих иностранцев, Турция - 22%, Молдова - 4%, Беларусь - 3%.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия - нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества:

    повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

    иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

    при импорте квалифицированной рабочей силы принимающие страны экономят на затратах на образование и профессиональную подготовку;

    иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь, понижение в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ:

    экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну; по данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл.; фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся фактически главным источником валюты для Югославии. По расчетам экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта;

    экспорт рабочей силы означает уменьшение давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране;

    бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда.

Существуют следующие прямые источники валютных доходов от экспорта рабочей силы;

    налоги с прибыли фирм-посредников;

    непосредственные переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

    личное инвестирование эмигрантов в экономику родной страны (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

    капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

В то же время страны-экспортеры рабочей силы сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное - это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран:

    США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной современного мира, США являются основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс.;

    Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в ЕС, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР;

    Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин;

    другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов - интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В результате войн в Персидском заливе в 1991 г. около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место приехали рабочие из Индии и Египта;

    новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения, другая - к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., объявляет свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами-участницами соглашений, а также с «третьими странами», как правило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к «третьим странам».

Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего проводят четкое различие между иммигрантами-людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами-людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

    работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

    специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

    представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

    специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

    крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

    профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы;

    ограничения личного характера. Законодательства принимающих стран предъявляют жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. Серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций;

    количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество;

    экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить;

    временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;

    географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона;

    запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

    программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (Германия, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других - через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

    программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средств, которые могли бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, Германия, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине;

    программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей.

Международная миграция рабочей силы – а) это перемещение людских ресурсов через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства либо с возвращением к нему; б) перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы.

Международная миграция рабочей силы как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции, реэмиграции.

Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

Иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное проживание из другой страны.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

Причины вызывающие международную трудовую миграцию делят на экономические и неэкономические . К экономическим относят:

· различия в уровне экономического развития отдельных стран, и как следствие различный уровень заработной платы, жизни, социального обеспечения;

· различия в уровне обеспеченности отдельных стран трудовыми ресурсами;

· существование хронической, относительно высокой безработицы в развивающихся странах.

Неэкономические причины миграции рабочей силы : политические, военные, религиозные, экологические, расовые, семейные, культурные и др.

Основными видами международной миграции рабочей силы являются:

· международная переселенческая миграция;

· международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

Международная трудовая миграция в отличие от переселенческой миграции, предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной.

На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина «трудящийся-мигрант» содержится в конвенциях Международной организации труда №97 и №143 и гласит, что «трудящийся-мигрант» это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы, несколько преуменьшены и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).

Международная организация по миграции выделяет пять основных типов международных мигрантов:

· поселенцы - люди, которые приезжают в страну на постоянное жительство;

· контрактные работники - люди, которых приняли на основе понимания, что они работают ограниченный срок;

· профессионалы - люди с высоким уровнем образованием, опытом работы, которые могут легко войти в коллективы, работающие по данной специальности и на данном уровне или переквалифицироваться для работы в другой стране (значительное количество из них научные работники, преподаватели, студенты и стажеры, сотрудники транснациональных корпораций, переезжающие из одного филиала в другой);

· нелегальные иммигранты - люди, которые приехали в страну нелегально, или имеют просроченные визы, или занимаются трудовой деятельностью, не имея на это официального разрешения;

· лица, ищущие убежища и беженцы - люди, покинувшие свои страны под угрозой какой-либо существенной опасности (военной, религиозной, экологической, политической и других).

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1) по направлениям:

· из развивающихся стран в развитые;

· между развитыми странами;

· между развивающимися странами;

· из постсоциалистических стран в развитые страны;

· миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся;

2) по территориальному охвату :

· межконтинентальная;

· внутриконтинентальная;

3) по времени :

· безвозвратная (обычно межконтинентальная);

· временная (обычно внутриконтинентальная);

· сезонная (поездки на заработки);

· маятниковая (в приграничных районах различных стран);

4) по степени законности :

· легальная;

· нелегальная.

Современные процессы миграции рабочей силы отличаются следующими особенностями:

· международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы, постепенно вовлекая в этот процесс все новые континенты;

· в процессах миграции рабочей силы происходят качественные изменения, обусловленные научно-технической революцией, суть которых состоит в значительном увеличении среди мигрирующих доли квалифицированных специалистов;

· тенденцией современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность;

· страны, имевшие в прошлом статус метрополии, ориентируются на импорт рабочей силы из своих бывших колоний и зависимых стран;

· более активным стало вмешательство государства в отношениях между капиталом и трудом, в частности, иностранной рабочей силой;

· увеличилась миграция трудовых ресурсов внутри отдельно взятых стран;

· для развивающихся стран экспорт рабочей силы стал своеобразным инструментом участия в международных экономических отношениях. Одновременно происходит освоение рабочей силой стран-доноров нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой.

Особенностью, характеризующей современный этап миграции рабочей силы, является значительное увеличение нелегальной миграции. Поскольку во многих странах правительства законодательным путем регламентируют приток иностранной рабочей силы, постольку сильно возросло ее нелегальное проникновение через государственные границы. В США, например, незаконно проживает около 13 млн. рабочих иммигрантов, проникающих через мексиканско-американскую границу, штат Флорида и другие места. Около 90% иностранцев, въезжающих в США нелегально, являются мексиканцами. Это объясняется тем, что в 1965 г. истек срок соглашения между США и Мексикой, по которому значительная часть мексиканского «относительно избыточного населения» могла легально приезжать в Соединенные Штаты для работы в сельском хозяйстве. Отказ правительства США, обусловленный требованием американских профсоюзов, продлить этот договор привел к тому, что число мексиканцев, въезжающих нелегально возросло до 700 тыс. в год, тогда как еще в 1960 г. этот показатель составлял менее 28 тыс. Около 15 млн. «нелегалов» из Бангладеш ежегодно проникает в Индию, соглашаясь там выполнять различные работы за самую низкую заработную плату.

Миграция рабочей силы распространилась не только на большие страны, но и на малые. Это можно проследить на примере Греции, в которой 300-350 тыс. работают без разрешения властей. Большинство «нелегалов» на греческом рынке труда - жители Албании, Филиппин и понтийские греки из бывшего СССР. Они не претендуют на хорошо оплачиваемые рабочие места на заводах, фабриках, учреждениях. Наличие большого числа нелегальных рабочих оборачивается огромной потерей для греческой казны в виде неоплаченных налогов.

В Республике Беларусь также обострилась проблема массовой нелегальной иммиграции из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также напрямую нарушают правила въезда. Зачастую нелегалы рассматривают Беларусь как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы. Пребывания в стране иностранцев с неопределенным статусом оказывает дополнительную нагрузку на социально-экономическую сферу, способствует обострению криминогенной обстановки, наносит реальный ущерб безопасности государства.

Таким образом, нелегальность миграции рабочей силы стала мировой проблемой. Это ответная реакция людей труда на законодательные акты многих государств, с помощью которых регламентируется приток иностранной рабочей силы. Другая причина, питающая эту проблему, состоит в том, что трудящиеся, въехавшие нелегально (или оставшиеся в стране нелегально после истечения официального срока), представляют для предпринимателей самую дешевую и бесправную рабочую силу.

Отличительной чертой современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов уже коснулась белорусов, которые работают на полях Польши.

Вам также будет интересно:

Вышемир: Мой журнал — LiveJournal Эль мю
Цена «путинских вилок» (Эль Мюрид/А.Баранов/М.Калашников)https://youtu.be/pp0awBAPnws...
Учет ГСМ в «1С Учет гсм в 1с 8
При наличии большого количества транспортных средств, источников финансирования,...
Бухучет инфо Повышены лимиты доходов для начисления страховых взносов
Как начислять заработную плату сотрудникам в программе 1с Бухгалтерия 3.0? «1С:Бухгалтерия...
Осуществление благотворительной деятельности
Благотворительность не имеет своей целью получение коммерческой выгоды. Однако организации,...
Кто такой осмотрщик-ремонтник вагонов Требования по охране труда перед началом работы
Требования к профессиям, которые обуславливают профессиональные стандарты и развитие...